Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни  (Рим. 6:3-4)

  • Блаженный Феофилакт Болгарский:

Рассказывает, как умерли мы для греха, и говорит: чрез крещение. Мы крестились в смерть Христа; значит, и мы должны умереть, как умер Он. Ибо что для Христа крест и гроб, то для нас крещение, хотя и в другом отношении; потому что Христос умер и воскрес плотью, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, дабы как Христос плотью воскрес из мертвых славою Отца, то есть Собственной Божественностью (ибо слава Отца — Сын), так и мы воскресаем другим воскресением, то есть новым образом жизни. Так, когда блудник становится целомудренным, то представляет собою смерть и воскресение, — смерть порока и воскресение и оживление добродетели в человеке.

  • Священник Даниил Сысоев:

Неужели не знаете, что все мы, будучи погружены во Христа Иисуса, погрузились в Его смерть? Что значит «погружены в Иисуса Христа»? Господь Иисус Христос установил некое таинственное погружение, которое в русском переводе называется крещением. Человек трижды погружается в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, рождается для жизни духовной, Божественной, и умирает для жизни во грехе. Он погружается во Христа Иисуса. Входя в воду, он становится христоподобным человеком, погружается во Христа, участвует в Его смерти.

Каким образом человек участвует в смерти Христа? Почему у мусульман, например, нет Таинства Крещения? Мусульман долгое время считали (некоторые считают до сих пор) в некотором смысле христианской сектой. Они взяли некоторые элементы христианства, но у них нет Таинства Крещения. Почему? Потому что мусульмане отвергают смерть и воскресение Иисуса Христа. Именно по этой причине у них нет Святого Крещения, ведь крещеный погружается в смерть Господа. Смерть Иисуса Христа — это единственное средство нашего спасения. Умерев, Он взял на Себя наши грехи и Своею Кровью смыл наш грех. Это происходит в тот момент, когда мы опускаемся в воду. В Послании апостола Иоанна Богослова сказано: «Три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5:8). То есть дух, вода и кровь — это одно. Речь идет о Духе Святом, Который пронизывает воды крещения, о воде, в которую мы погружаемся, и о Крови, что смывает с нас грехи. Трижды погружаясь в воды Таинства Крещения, мы погружаемся в глубины смерти Христа. Человек полностью опускается в воду, чтобы таким образом быть полностью погруженным в смерть Господню.

Почему же человек погружается три раза? Во-первых, во имя Отца и Сына и Святого Духа, а во-вторых, потому, что Господь был в гробу три дня. Человек трижды опускается в смерть Господню по образу трехдневного пребывания Господа в гробу. Потому и сказано: «В смерть Его крестились» (Рим. 6:3), то есть погрузились в Его смерть. Каким-то образом человек духовно заново переживает смерть Христа, а потому трижды погружается в воду. Вода эта не простая, она пронизана Святым Духом, пропитана Им. Святой Григорий Палама учил, что вода крещения есть духовные ложесна, то есть материнская матка, в которой зарождается новая жизнь для человека. Спускаясь в эти глубокие воды смерти, он рождается заново.

Недаром говорится, что смерть и жизнь очень похожи. Я был при рождении своей дочки и могу сказать, что они действительно похожи. Представьте себе, что вы сидите в хорошем теплом помещении. Немножко, правда, темном. Вам тепло, вам не надо дышать, все в организм вливается через специальную трубку. Вы плаваете. Вдруг пространство начинает меняться, оно как будто искривляется. Вашу голову сдавливает так, что кости черепа находят одна на другую, и вас выкидывает неизвестно куда, без всякой гарантии на жизнь. Даже есть такой анекдот. Разговаривают два младенца-близнеца, и один из них спрашивает: «Есть ли жизнь после родов?», а другой отвечает: «Нет, оттуда ведь никто не возвращался». И вот вас выкидывает наружу (при этом вы сами туда рветесь непонятно почему). Вы видите свет, который раньше никогда не видели, и тут происходит самое страшное: поток крови, что обычно шел к вам, прекращается. Что вы начинаете делать? Кричать от страха. Ужас! Попал неизвестно куда, непонятно, что делать. Светло, вокруг какие-то предметы. Тут вы ничего не знаете. Кровь начинает крутиться в противоположную сторону, открывается новый круг кровообращения. Вокруг ходит нечто непонятное. Стука сердца не слышно. Вообще кошмар какой-то! Страх и ужас! Смерть настоящая, но на самом деле она называется рождением.

Так и в духовном рождении человек, возненавидев грех, умирает для него, погружаясь в глубины вод.

Я крестил несколько человек, которых буквально приходилось ловить, потому что им очень хотелось выйти из купели. Настолько хотелось, что к третьему погружению приходилось их ловить. Они, аки горные козлы, просто выпрыгивали из купели с прыткостью неимоверной. Представьте себе, что человека трижды погружают в холодную воду (обогрева у нас нет), причем почти у всех почему-то обнаруживается водобоязнь. Понять можно: утопит еще. Не вздохнешь, просто топят человека, в буквальном смысле погружают в смерть Господню. Так и положено. Греки, например, постановили на Соборе 1755 года не признавать окропительного крещения. Таинство Крещения в греческом языке называется Таинством Погружения. Как вам фраза: «Он был погружен через окропление»? Его настолько окропили, что он был погружен. Конечно, окропительное крещение в реальности допустимо, но в исключительных ситуациях.

 

  • Профессор Александр Павлович Лопухин:

Апостол, чтобы еще более убедить своих читателей в невозможности (принципиально) для них обратиться ко греху, напоминает им, что, крестившись в Иисуса Христа, они этим самым крестились в Его смерть. Что значит креститься во Христа? Значит вступить в живое и теснейшее с Ним общение. Христианин, сходящий для крещения в реку или купель и погружающийся в ней, этим самым кончает свою прежнюю жизнь, греховную, и погружается в новую область жизни, в самого Христа. Для него крещение стало тем, чем для Христа были крест и гроб (Злат.). Он также умирает, как и Христос, чувствует такую же боль, такие же страдания, как и Спаситель, умиравший — на кресте, хотя все это происходит в нравственной, а не в физической стороне его существа. Поэтому-то Апостол и говорит, что крещающий крестится в смерть Христову.

Ошибка в тексте