Епископ Александр (Милеант) Миропомазание — завершительный акт присоединения к Церкви.

Епископ Александр (Милеант) (1938 — 2005),  епископ Русской Православной Церкви заграницей, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский, православный богослов, миссионер, духовный писатель.

Как смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей — сошествием Св. Духа на Апостолов, так и крещение человека завершается миропомазанием. В крещении человек спогребается и совоскресает со Христом, в миропомазании же он удостаивается благодати Святого Духа. Таким образом, чудо Пятидесятницы постоянно возобновляется в Церкви.

Совершительные (главные и основные) слова таинства: “Печать дара Духа Святаго” указывают на его значение. Оно является: а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения, и б) источником благодатных сил, даруемых крещеному для укрепления и роста в духовной жизни.

Св. Киприан (Св. Киприан жил в 3-м веке, св. Ефрем — в 4-м) пишет: “Крещеные в Церкви запечатлеваются Господней печатью по примеру того, как некогда крещеные самаряне приняли от ап. Петра и Иоанна, чрез руковозложение и молитву, Духа Святаго… Чего у них недоставало, то совершили Петр и Иоанн… Так бывает и у нас… совершенствуются Господней печатью” (Деян. 8:14-17). Св. Ефрем Сирин пишет: “Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все твои члены.” Св. Киприан свидетельствует, что древние, говоря о рождении водой и Духом, разумели под рождением водой крещение в телесном смысле, а под рождением Духом — миропомазание.

В апостольское время дары Святого Духа подавались через рукоположение. Об этом читаем в книге Деяний (8:14-17 и 19:2-26). Когда ап. Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то они “услышав, крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой. ”

Каким образом благодатное руковозложение перешло в помазание миром? Вероятно, что сами апостолы, из–за физической невозможности посещать всех крещеных и лично возлагать на них руки, заменили руковозложение крестившихся, помазанием миром, который сами освящали и давали представителям церквей. Так, уже ап. Павел упоминает о благодатном помазании: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 1:21-22). Сами совершительные слова таинства: “Печать дара Духа Святаго” тесно связаны с этим изречением апостола. Далее апостол пишет: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Ефес. 4:30). “Днем избавления” в Священном Писании называется крещение; под “запечатлением” Святаго Духа, разумеется “печать Духа Святаго,” следовавшая непосредственно после крещения. Миро, а не другое вещество, избрано для таинства миропомазания потому, что оно еще в Ветхом Завете употреблялось для низведения на людей особых духовных даров (Исх. 28:41; 1 Цар. 16:13; 3 Цар. 1:39). Писатель 3-го века Тертуллиан пишет: “После выхода из купели мы помазываемся благословенным елеем, по древнему чину, как обыкновенно были помазываемы на священство елеем из рога. ”

В послании ап. Иоанна читаем: “Вы имеете помазание от Святого и знаете все,” — и дальше “Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1 Иоан. 2:20 и 27). В приведенных словах апп. Павла и Иоанна термин помазание указывает на сообщение уверовавшим духовного дара; но, очевидно, термин помазание мог употребляться в духовном значении именно потому, что христиане имели перед своими глазами вещественное помазание.

Свв. Отцы Церкви ставят самое слово “христиане” в тесную связь с миропомазанием. “Христианин” значит “помазанник. ” “Сделавшись причастным Христу, говорит св. Кирилл Иерусалимский, вы достойно именуетесь христианами, т. е. помазанными, и о вас Бог сказал: “Не прикасайтесь помазанным Моим” (Пс. 104:15).

Повествования книги Деяний Апостолов убеждают в том, что кроме низведения даров Духа, руковозложение после крещения, или миропомазание, являлось одновременно и подтверждением состоявшегося крещения и печатью присоединения крещеных лиц к Церкви, и что именно потому оно совершалось самими апостолами и их преемниками епископами.

Таким образом, как через крещение человек рождается для духовной жизни, так через миропомазание он становится участником благодатной жизни Церкви.

Источник: полный текст книги Епископ Александр (Милеант) Крещение и Миропомазание – начало новой жизни

Ошибка в тексте