Помазание Миром совершается священником непосредственно за Крещением. В обрядовой стороне этого священнодействия везде выражается мысль о тесной внутренней связи его с Крещением[1].
После молитвы: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю», служащей переходом от совершения таинства Крещения к совершению таинства Миропомазания, священник помазует новокрещенного Миром крестообразно на челе, очах (веках), ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, произнося при каждом помазании слова совершительной молитвы таинства: «ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ».
Этим видимым действием освящаются невидимо Святым Духом мысли, чувства и все действия жизни человека.
После помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым совершают троекратное хождение вокруг купели со свечами при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».
Круг есть символ вечности, поэтому кругообразное обхождение со свечами выражает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, Светом мира (Ин.8:12), а также радость новопросвещенного и всей Церкви о совершающемся таинстве духовного рождения нового сына Церкви. (Обхождение начинается с правой стороны – как вокруг храма).
Чтение Апостола и Евангелия. После обхождения вокруг купели и пения прокимна читается Апостол и Евангелие, которые одинаково относятся к Крещению и к Миропомазанию, указывая на внутреннюю связь между ними.
Апостол объясняет цель и плоды Крещения как образа погребения и воскресения Господа и начинается словами: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим.6:3–11). Евангелие повествует о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам на Галилейской горе и повелении Его учить «вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:16–20). Это первое из воскресных утренних Евангелий.
После чтения Евангелия бывает ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой прилагаются прошения о восприемнике и новопросвещенном, после которой по Уставу положено совершать отпуст[2].
В самом чинопоследовании таинств Крещения и Миропомазания, на связь их с литургией указывает: начальный возглас Крещения «Благословенно Царство», великая (мирная) ектения, пение прокимна, чтение Апостола и Евангелия.
Омовение. В настоящее время, по чиноположению Православной Церкви, после ектении «Помилуй нас, Боже» отпуста не бывает, а священник совершает подряд еще два действия: омовение и пострижение власов.
В древней Церкви эти два действия совершались на восьмой день после Крещения и Миропомазания. В продолжение предшествовавших семи дней новокрещенные тщательно сохраняли на себе елей и святое Миро, полученные в двух таинствах, и потому не омывались, равно и не снимали белых одежд, полученных в Крещении. Все это время они проводили в посте и молитве, удалялись от мирских удовольствий и развлечений. Воспоминание о такой практике древней Церкви сохранилось в нашем Требнике, относящем омовение на восьмой день.
Омовение совершается по следующему чину: священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, соделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни.
Потом «разрешает, – сказано в Требнике, – пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омочает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».
Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:
«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»[3].
Как в предыдущих, так и в последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новокрещенный, а именно, слова:
оправдался еси – указывает на прощение грехов;
крестился еси – на освящение души и тела в водах Крещения;
просветился – вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;
миропомазался – на таинство Миропомазания;
освятился – относится к таинству Евхаристии, которой сподоблялись новокрещенные в древней Церкви в течение семи дней;
омылся – относится к настоящему обряду омовения.
Пострижение власов совершается вслед за омовением. Оно предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божие на новокрещенного и на главу его, да преуспев в возрасте, «сединами старости славу Богу возслет» и увидит благая Иерусалимова.
Затем крестовидно постригает волосы на голове новокрещенного, произнося: «Постригается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (певцы – «Аминь»).
Пострижение волос на голове означает подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Богу.
Пострижение волос на голове совершается обыкновенно в том порядке, в каком благословляется голова: сперва постригается затылок, потом – передняя часть головы, далее правая и левая ее стороны[4].
За пострижением волос следует краткая ектения: «Помилуй нас, Боже», – о восприемнике и новокрещенном. А затем бывает отпуст с крестом, где обыкновенно поминается святой, в честь которого дано имя крещенному. После отпуста дается крест для целования сперва новокрещенному, потом восприемникам.
[1] Таинство Миропомазания совершается отдельно от Крещения только в случае присоединения к Православной Церкви лиц из инославных, которые получили правильное Крещение, но не были помазаны Миром.
[2] Крещение и Миропомазание в древности обычно торжественно совершалось на литургии в канун великих праздников или в день самых праздников. Следы этой древней практики остались на литургиях многих праздников в виде пения «Елицы во Христа крестистеся» (Рождество Христово, Крещение, Лазарева и Великая субботы, Пасха и Пятидесятница) и чтения Священного Писания (вечерня в навечерие Рождества Христова и Крещения).
[3] По установившейся ныне практике омовение совершается следующим образом: священник берет (из крещального ящика) крещальную губку и обмакивает ее в воду и кропит младенца со словами: «Оправдался еси…». Затем, выжав из губки воду в крещальню, вытирает миропомазанные части тела со словами: «Крестился еси…».
[4] Постриженные волосы влагаются в кусочек воска и потом опускаются в купель.
Источник: Гермоген Иванович Шиманский (1915-1970). Литургика: Таинства и обряды. Таинство Крещения. Таинство Миропомазания.