Восточная и западная богословские традиции дают здесь свои различные – противоположные – ответы. Католическое богословие, вслед за блаженным Августином, утверждает, что все умершие некрещеными младенцы подлежат адским мучениям. Сам блаженный Августин при ответе на этот вопрос основывался на мысли о том, что никакой иной путь к вечному Спасению, помимо благодати Крещения, для человека вообще недоступен. Второго такого пути попросту существовать не может. Ведь Сам Христос прямо и решительно утверждает: «… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» (Ин.3:5). Безоговорочно следуя этой евангельской мысли о невозможности Спасения для некрещеных, блаженный Августин решительно утверждает: всякий новорожденный младенец до Крещения «принадлежит к массе погибели, и справедливо считается, как рожденный от Адама, осужденным чрез обязательное несение древнего долга». При этом не имеет значения, что умерший некрещеный ребенок не успел совершить ни одного личного греховного поступка. По мысли блаженного Августина, всеобщее наследование падшим человечеством греха Адама как греха в собственном смысле этого слова и как вины за поступок нашего прародителя, «делает некрещеных младенцев виновными и, как чад гнева, хотя бы младенцы умерли, влечет к осуждению»[1], то есть обрекает их на адские муки.
Совсем иначе, чем блаженный Августин, отвечают на вопрос о судьбе умерших некрещеных младенцев великие Отцы Восточной Церкви IV столетия Григорий Богослов и Григорий Нисский. Святитель Григорий Богослов пишет о тех, кто «не имеют возможности… принять дара (Крещения), или может быть по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали… (Они) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя не запечатлены (Крещением), однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».[2] Как вы понимаете, речь здесь идет не только о некрещеных младенцах, но и о тех людях, которые не стали при жизни христианами, членами Церкви, но все же были добры по отношению к ближним и прожили земной век согласно с внутренним голосом собственной совести. Для таких некрещеных людей, будь то младенцы или взрослые, по мысли святителя Григория Богослова, предназначено некое особое посмертное состояние, которое нельзя считать ни блаженным, ни мучительным. Святитель Григорий Нисский также согласен со святителем Григорием Богословом. Он говорит о том, что умершие некрещеными младенцы конечно же не будут подвержены посмертным адским мучениям, но при этом, однако, и не обретут совершенного богообщения: ведь подобное богообшение подразумевает истинное – в доступную для человека меру – личное знание, ведение Того, с Кем вступаешь в духовное единение – твоего Творца и Господа. Эти же некрещеные младенцы не знают Бога, «не знакомы» с Ним уже хотя бы потому, что, родившись по плоти в физическом мире, они не успели родиться Духом Святым во Христе, не успели получить дарующего боговедение Таинства Крещения, а значит, и ныне – по смерти – остались неспособны к подлинному богообщению, совершенной, по дару благодати, причастности Создателю. Впрочем, по убеждению святителя Григория, если душа в своей земной жизни отчасти утвердилась в нравственном добре или хотя бы не успела сотворить зла, она и после смерти оказывается способна к духовному совершенствованию. По мысли Нисского святителя, это означает, что душа некрещеного младенца все же, пусть и постепенно, сможет научиться «созерцать Сущего (Бога), станет способной к восприятию большего, свободно приобщаясь Истинно-Сущего» и тем самым достигая реального богообщения и богопознания.[3]
Следует заметить, что эта яркая и оригинальная идея святителя Григория Нисского о посмертной судьбе некрещеных младенцев все же не получила своего широкого распространения на православном Востоке. Выражением более традиционного святоотеческого взгляда на эту вероучительную проблему скорее является уже упомянутое мной мнение святителя Григория Богослова о некотором «промежуточном» – вне мучений, но и вне совершенного блаженства – состоянии, в котором пребывают души умерших некрещеных детей.
Именное этим и связаны настойчивые призывы наших православных священников к скорейшему крещению новорожденных детей – ради того, чтобы они смогли, в случае их возможной неожиданной смерти, избежать опасности лишиться вечного блаженства.
[1] Блаженный Августин. О наказании и отпущении грехов, а также о крещении младенцев, к Марцеллину // Цит. по: Николай Малиновский, протоиерей. Православное Догматическое богословие. T. IV. Сергиев Посад, 1908. С. 475.
[2] Святитель Григорий Богослов. Слово 40-е на святое Крещение // Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.
[3] Святитель Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью // Цит. по: Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 351.
Источник: полный текст книги: Петр Юрьевич Малков Таинства Крещения и Миропомазания. Введение в литургическое предание.