Помимо лиц, которые до Крещения не имели конфессиональной принадлежности, церковь может присоединить бывших иноверцев, поверивших в Христа, раскаявшихся сектантов. В Православии существует три чина их присоединения к Церкви.
При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал.
Через Крещение присоединяются все не христиане (мусульманин, буддист, язычник, иудей, сектант и т.д.). Это и протестанты, за исключением реформатов, старокатоликов, лютеран, англикан. Этим же чином принимаются и “древние” еретики – павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через Крещение.
Не может признаваться крещение начетчиков-старообрядов. Есть несколько беспоповских согласий, которые кардинально изменяют форму Таинства, по этой причине они тоже присоединяются к Православию через Крещение.
Основной критерий при этом – было ли совершено над присоединяемым к Православию правильное Крещение (в три погружения с произнесением крещальной формулы). Поскольку Крещение неизгладимо (об этом свидетельствует Никео-Цареградский Символ веры:
“Исповедую едино Крещение во оставление грехов…”), то 47-е Апостольское правило гласит: “Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего Крещение (правильно крещенного) вновь окрестит… да будет извержен (то есть лишен священного сана)”.
Поэтому если к Православию присоединяется лютеранин, кальвинист либо иной протестант, крещенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то происходит это не через Крещение, а через Миропомазание.
2-ой чин, где совершается присоединение через Миропомазание совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это Таинство.
Через Миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные “древние” еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане.
3-ий чин предполагает присоединение через покаяние. Совершается над старообрядцами поповского согласия, несторианами, католиками и монофизитами. Это предполагает, что вероучения вышеназванных церковных сообществ не в полной мере соответствуют вероучению Православной Церкви, но тем не менее признается действенность совершаемых ими Таинств Крещения и Миропомазания.