Митрополит Макарий (Булгаков) «От тех, которые приступают к таинству Крещения, если они взрослые, требуются…»

1)    Вера

Это можно видеть из самой заповеди Спасителя Апостолам:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28, 19); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Марк. 16, 16).

Посему Апостолы прежде всего старались везде научить людей вере, и потом одним только уверовавшим преподавали Крещение. Так, по сошествии Св. Духа на Апостолов, св. Петр сперва предложил поучение собравшимся людям, и те, «итак охотно принявшие слово его крестились» (Деян. 2, 41).

Так и в Самарии: «но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8, 12).

Так и при обращении каженика св. Филипп сперва «отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе», а потом сказал: «если веруешь от всего сердца, можно», и, по исповедании кажеником веры, действительно, крестил его (Деян. 8, 35–38).

То же случилось при обращении Корнилия сотника (10, 34–48), при обращении Лидии со всем домом (30–34), Криспа (18, 8) и других.

Посему и пастыри Церкви, с самого начала ее, от всякого, приступающего к Крещению, прежде всего требовали веры, и с этою целью старались предварительно огласить его евангельскою проповедью, наставить в истинах веры, испытать в них, и тогда–то уже преподавали Крещение. Посему же и доселе в Церкви, по древнему чиноположению, всякий приступающий к этому таинству, должен произнесть вслух исповедание или символ веры.

2)    Покаяние

Покайтесь, говорит св. апостол Петр слышавшим его проповедь, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38); «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3, 19).

Покаяния требовала всегда и Церковь устами своих пастырей от приступающих к таинству Крещения, и пред самым совершением таинства повелевала им, как и ныне повелевает, торжественно отрекаться от диавола и от всех дел его, т. е. от всех грехов, от всей прежней порочной жизни.

Источник: Митрополит Макарий (Булгаков) из книги «Православно-догматическое богословие.Т.2. Раздел 23»

Ошибка в тексте