По мысли святителя Филарета, «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».[1]
В Таинстве Миропомазания на крещеного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация. Если Крещение можно сравнить с рождением или сотворением Богом нового человека, то Миропомазание дарует духовно новорожденному, новосотворенному христианину саму способность жить дальше, дышать, чувствовать и воспринимать касающуюся его и освящающую все его существо Божественную благодать. По слову священно-мученика Киприана Карфагенского, «рождение христиан совершается в Крещении… Рождающийся рождается не чрез возложение рук, когда он приемлет Святого Духа, но в Крещении церковном, а Святого Духа приемлет, уже родившись, как это совершено было и над первым человеком Адамом; Бог сперва образовал его из персти, а потом уже «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). Ибо не может Дух быть принят, если не будет прежде приемлющего».[2] Само Начало Жизни, Дух Святой обитает отныне и действует в человеке, даруя ему подлинное бытие, наполняя его Своим освящающим дыханием.
Мы с вами хорошо помним о двух новозаветных событиях, напрямую связанных с двумя этими Таинствами – Крещением и Миропомазанием: крестная смерть с последующим Воскресением Христа, которое лично для нас с вами реализуется в христианском Крещении, и сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова, – сошествия, к плодам которого мы приобщаемся в Миропомазании. Это – две важнейшие составляющие истории Церкви, два события, с которыми мы с вами – каждый из нас – тесно соприкасаемся через участие в церковных Таинствах и благодаря которым мы идем по пути Спасения.
В Таинстве Миропомазания с нами происходит то же самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на Богоматерь и учеников Христа сошел Святой Дух. По внешней, видимой форме два эти события заметно отличаются: некогда, почти две тысячи лет назад, сошествие Святого Духа совершилось в образе схождения огненных языков; ныне же оно осуществляется через крестообразное помазание святым миром. И вместе с тем следует помнить: сегодня точно так же, в той же мере, в той же полноте, как и тогда в Иерусалиме, Святой Дух сходит на нас при совершении Миропомазания, освящая христианина, делая его вместилищем Своего благодатного огненного присутствия. Таинство Миропомазания – это наша личная Пятидесятница. Псевдо-Дионисий (древний церковный писатель V-VI вв.) пишет о том, что помазание миром преподает удостоившемуся этого Таинства «священнейшее свершение богорождения, явление (излияние. – П.М.) Богоначального Духа».[3]
Принять дар Святого Духа, воспринять совершенное призвание члена Церкви Христовой может только тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому Крещение и предшествует Миропомазанию. Хотя оговорюсь, что в Священной истории известен единственный случай, когда все произошло наоборот, когда сошествие Святого Духа предварило собой Крещение: я имею в виду описанную в книге Деяний Апостольских историю сотника Корнилия. На него и на находившихся рядом с ним уверовавших во Христа язычников сначала сошел Дух Святой, а уж следом за тем они приняли Крещение (Деян.10).
Миропомазание – это, с одной стороны, дар Духа Святого, вселение Духа Святого лично в человека, а с другой – духовные благодатные дары, подающиеся нам как некая духовная пища. Любому младенцу для его физического роста необходима материальная пища. Для духовного же роста «новорожденного» христианина, возрожденного в крещальной купели человека, нужна духовная пища, действие благодати Божьей: нас с вами насыщающей, вскармливающей, помогающей христианскому взрослению.
Сионской горнице на учеников Христовых сходят пламенеющие языки Святого Духа. Тем самым и Таинство Миропомазания – идентичное той древней Пятидесятнице – стало для нас с вами доступно именно как плод явленной нам предельной славы Христовой: как в Его славном «кеносисе» – уничижении, умалении, так и в Его победе над смертью, увенчанной событием Вознесения к Небесному Отцу.
Не следует смешивать восприятие Духа Святого как личностной Ипостаси, Третьего Лица Пресвятой Троицы, с дарами Святого Духа, под которыми Святые Отцы зачастую понимают безличную и общую для всей Пресвятой Троицы Божественную благодать. Благодать всегда подается человеку Духом Святым в том смысле, что Дух всегда является Завершителем Божественных промыслительных действий, но при этом все Три Лица Пресвятой Троицы всегда действуют совместно, хотя и подобающим Каждому из Них образом. Об образе излияния такой благодати Святого Духа на нас святитель Афанасий Великий пишет: «… можно сказать, что Отец – это источник, Сын – река, а из реки мы пьем Духа. Ибо написано: «все мы… напоены одним Духом» (1Кор.12:13)».[4] Следует помнить, что этот тройческий святоотеческий образ – конечно же, условный, несовершенный, как и все символические образы, претендующие на то, чтобы выразить тайны Пресвятой Троицы и Божественного Домостроительства Спасения. И вместе с тем этот образ святителя Афанасия до некоторой степени помогает нам уразуметь, что происходит с нами в Миропомазании: дарование обшей для всей Пресвятой Троицы Божественной благодати. И все же в Миропомазании мы получаем не только благодать Божью как единый дар всей Пресвятой Троицы. В этой нашей личной Пятидесятнице мы становимся храмом Божьим еще и потому, что отныне Дух Божий, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, лично обитает в нас. Осуществляется это по слову апостола Павла: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16).
Итак, в Миропомазании, точно также, как и при схождении Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Третье Лицо Пресвятой Троицы начинает ипостасно, лично обитать в человеке, делая его Своим Храмом. Святой Дух, по слову святителя Григория Богослова, после дня Пятидесятницы не только «действием уже, как прежде, но существенно присутствует… сопребывает и сожительствует»[5] в христианине. Об этом же личном пребывании Святого Духа со дня Пятидесятницы в христианах свидетельствует и замечательный богослов XII столетия епископ Николай Мефонский: Святой Дух «в праздник Пятидесятницы сошел на апостолов существенно уже не по обшей только сущности, разумеемой и созерцаемой в действии (через энергию. – П.М.), но ясно и в отдельности, или – сошла Сама Ипостась Духа. Потому что не Отец и не Сын, но Сам Дух виден был в виде огненных языков и разделяющимся».[6]
Конечно же, все это не означает, что человек сущностно приобщается в Миропомазании самой Божественной природе Святого Духа. Для человека возможно соединиться с Богом не иначе, как только по Его силе, благодати – став причастником Божественных энергий: именно эта энергийная богопричастность и осуществляется в Миропомазании. И все же в Таинстве Миропомазания именно Святой Дух как Ипостась, как Третье Лицо Пресвятой Троицы лично действует в человеке во всей полноте Своей Божественной мощи и силы, творит дело Спасения. Сам пребывает в живом творческом диалоге, в общении любви с христианином. Святой Дух в этом Таинстве, по сути, лично вводит человека в полноту пребывания в Боге как в жизнь Пресвятой Троицы, и христианин оказывается здесь не только вместилищем Божественных энергий, но отныне уже лицом к Лицу предстоит их Источнику – Духу Святому, а через Него – и всем Трем Божественным Ипостасям, подающим нам от преизбытка благости Свою силу – из Отца, через Сына, в Духе Святом.
Итак, получаемый в Миропомазании дар Святого Духа – это то, что не может принадлежать нашей тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар – как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обожения. Как пишет апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22). Эти слова о запечатлении Духом как раз отсылают нас к тем важнейшим, поистине центральным словам, которые мы находим в чинопоследовании Таинства Миропомазания: «печать Дара Духа Святого».
Мы хорошо знаем, что означает для нас с вами слово «печать» в его обыденном, житейском смысле. Печать ставится на документы для подтверждения их подлинности, печать удостоверяет принадлежность человеку какого-либо имущества, печать препятствует прочтению не имеющими на это право людьми чужих писем, печатью опечатывают место преступления, чтобы никто незаконно туда не проник и не повредил или не похитил возможные улики.
Все эти современные, обыденные значения слова «печать» вполне созвучны с некоторыми толкованиями древними Святыми Отцами Православной Церкви смысла запечатления христианина печатью Миропомазания. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «… печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои».[7] Двери нашей души накрепко «запечатал» при Миропомазании Святой Дух, и сатане уже трудно проникнуть в нашего «внутреннего человека» (ср. 2Кор.4:16), если только мы сами не сломаем эту печать своими грехами. Святитель Григорий Богослов учит: «… если преградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль нощной и охраняющей первенцев кровью и помазанием (Исх.12:13); тогда что может тебе приключиться?».[8] Вы помните, что когда ангел-губитель проходил в ночь первой ветхозаветной Пасхи по Египту и поражал египетских первенцев, он не притрагивался к еврейским первенцам, узнавая их дома по своеобразной «печати»: евреи помазывали косяки дверей кровью жертвенных агнцев. И это событие – еще и ветхозаветный прообраз того, что Бог в час ожидающего всех нас Суда узнает Своих сынов, верных чад, по Своей печати Миропомазания и не попустит им погибнуть – конечно, если они эту печать сохранят, сберегут. Святитель Василий Великий рассуждает подобным же образом, говоря о том, что ожидает человека после его смертного часа: «… как будет оспаривать тебя ангел себе, как исхитит у врага, если не знает печати… Или не знаешь, что погубляюший миновал дома запечатленные и убивал первенцев в домах не запечатленных? Не запечатанное сокровище удобно похищается ворами, непомеченную овцу безопасно можно отманить».[9]
Миропомазание дает дар понимания Истины Христовой. Сам вселяющийся в нас Дух Святой учит нас понимать Писание, понимать церковное учение, понимать то, что происходит в Таинствах; Сам Дух научает нас всему, потому что Дух Святой живет в нас и дает нам новый разум, новый душевный мир, новую молитву, новый образ постижения путей Спасения. Как говорит апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании: «… вы имеете помазание от Святого и знаете все. <…> Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин.2:20,27). Конечно же, все это отнюдь не означает, что мы с вами должны полагаться лишь на собственный «внутренний голос», а не на советы наших духовных наставников, учителей, рассчитывая при этом, что Господь Сам нас всему как-нибудь да научит. Подобное действие Божественной благодати, конечно же, известно нам из истории православной святости, но оно было доступно лишь высочайшим христианским подвижникам, не имевшим никакого богословского образования, но в тонкостях постигшим православное вероучение (таков был, например, преподобный Силуан Афонский). Мы же с вами можем получить просвещение действующим в нас Духом Святым как бы «опосредованно»: через участие в церковных службах, через окормление у духовника, через чтение святоотеческой литературы, усваивая – с помощью Божьей – важнейшее для нашего Спасения и обретая – благодаря дару личной Пятидесятницы – все новые силы для следования по этому пути.
[1] Пространный Христианский катехизис. С. 54.
[2] Священномученик Киприан Карфагенский. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков // Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. С. 634–635.
[3] Дионисий Ареопагит. О Церковной иерархии. СПб., 2001. С. 111.
[4] См.: Святитель Афанасий Великий. Первое послание к Серапиону Тмуитскому // Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 3. М., 1994. С. 29.
[5] Святитель Григорий Богослов. Слово 41-е, на святую Пятидесятницу // Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Т. I. С. 582.
[6] Николай Мефонский, епископ. Припоминания из того, что в разных сочинениях написано против латинян о клевете их на Святого Духа // Арсений (Иващенко), епископ. Два неизданных произведения Николая, еп. Мефонского. Новгород, 1897. С. 42.
[7] Цит. по: Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. Аляска. 1992. С. 197.
[8] Цит. по: Макарий (Булгаков), епископ. Православно-догматическое богословие. Т. 2. М., 1857. С. 269.
[9] Святитель Василий Великий. Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения // Святитель Василий Великий. Творения. Т. II. С. 197.
Источник: Петр Юрьевич Малков Таинства Крещения и Миропомазания. Введение в литургическое предание.