Почему всякое другое Таинство требует для себя действия именно священнической благодати, а вот Крещение может совершить каждый из нас: неважно – мужчина или женщина? Найти на этот вопрос логически выверенный и обоснованный ответ вряд ли представляется возможным… И все же, мы наверное, имеем право провести здесь некую параллель между духовным рождением христианина в крещальной купели и обычным человеческим телесным рождением.
Мы помним, что Крещение очень часто именуют духовным рождением. Но кто же является здесь родителем христианина? – Сам Бог. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6): в купели христианина рождает его Небесный Отец – Господь. И все же Бог духовно рождает христианина в вечную жизнь именно через посредство крещающего. Апостол Павел говорит об обратившемся христианине Онисиме: «которого я родил в узах моих» (Флм.1:10).
Здесь слово Апостола «родил», по мысли древнего христианского экзегета Амвросиаста, означает – обратил ко Христу и крестил. Всякий физически рождающийся человек получает свое бытие от природы единосущных ему родителей. Для духовно же рождаемого в купели христианина его родителем становится Христос, а во Христе – и тот, кто преподает ему дар Крещения.
Мы понимаем: духовное рождение христианина в Крещении, помимо действия Божественной благодати, осуществляется – в соработничестве Богу – и совершителем Таинства – человеком. Причем этот человек способен совершить Таинство, как бы «родить» нового христианина, еще и потому, что и он сам был некогда рожден крещальной благодатью, троекратно погрузившись в купель и через это преложившись из плотского в духовного, обновившись из природы, пребывающей в рабстве греха, в природу, преображенную во Христе.
И вот теперь он может лично даровать крещаемому нечто из этого своего, обретенного им в купели, духовного естества, уделяя ему – силой Божественной благодати – новое возрожденное во Христе состояние именно как некий присущий ему органический, природный дар. Но ведь не только священники, но и миряне равно обладают такой возрожденной в купели Таинства Просвещения духовной природой, будучи благодаря Крещению «живыми… во Христе Иисусе» (Рим.6:11). И именно поэтому даже мирянин оказывается способен (посредством крещальной купели) как бы «родить» – не по плоти, но по духу – крещаемого из своего обновленного во Христе естества, преподать ему начало жизни Христовой…
Кроме того, такое мирянское крещение, по убеждению святителя Фотия Константинопольского, «почтено призыванием Всесвятой Троицы, благочестивым намерением призывающих (крещающих) и верою воспринимающих».
Для совершения подобного – необходимого в крайних обстоятельствах – Крещения мирянину потребуется вода, а также будет нужно произнести (при троекратном погружении в нее крещаемого или при троекратном его кроплении) все те же крещальные слова. Затем, если этот умирающий человек все же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинством Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник…
Источник: Петр Юрьевич Малков Таинства Крещения и Миропомазания. Введение в литургическое предание.