Протоиерей Олег (Давыденков) «Таинство Крещения. Догматический аспект»

Протоиерей Олег (Давыденков) (1966), священник РПЦ, кандидат философских наук, доктор богословия, профессор Православного Свято—Тихоновского гуманитарного университета, религиовед, философ и переводчик.

«Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую»[1].

Из всех церковных таинств, в Никео-Константинопольском Символе веры упоминается именно таинство крещения, «потому что вера запечатлевается крещением и прочими таинствами…»[2].

Символ веры говорит только о крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви[3].

В ряду церковных таинств крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Сам Господь Иисус Христос указал на безусловную необходимость крещения для спасения: …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5).

Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19[4].

Веществом таинства крещения является вода (см.: Ин.3:5Деян.8:36, 38, 10:47–48), которая должна быть чистой, не смешанной с другим веществом. Замена воды какой-либо иной жидкостью при совершении таинства недопустима[5].

Способом совершения таинства является троекратное погружение крещаемого в воду[6]. С древнейших времен Церковь не признавала действительности крещения, совершенного только через одно погружение[7]. Что касается совершения крещения через обливание или окропление (в Римо-Католической церкви, у англикан и лютеран такой способ совершения таинства крещения является нормативным), то Православная Церковь считает, что такой способ совершения не уничтожает силы таинства, однако допустим только в особых случаях, когда совершить крещение через полное погружение представляется невозможным, например при крещении тяжелобольных[8].

Совершительной формулой крещения являются слова: «Крещается раб Божий (называется христианское имя крещаемого) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь». Таким образом, крещение, в соответствии с заповедью Спасителя, совершается во имя Пресвятой Троицы (см.: Мф.28:19)[9]. Упоминание в Священном Писании о крещении во имя Иисуса Христа (Деян.2:38, 10:48) или во имя Господа Иисуса (Деян.8:16, 19:5), согласно толкованиям отцов Церкви, отнюдь не означает, что в апостольские времена существовала также и практика совершать крещение только во имя Господа, а не во имя всей Пресвятой Троицы. Такими словами апостолы лишь хотели указать на христианское крещение как на священнодействие, установленное по заповеди Самого Господа Иисуса Христа и тем самым стремились отличить его от крещения Иоаннова[10].

Внутренним действием таинства крещения является очищение от всякой духовной скверны (см.: Еф.5:25–26), прощение грехов (см.: Деян.2:38) – как личных, так и первородного[11], спасение от вечного наказания (см.: Мк.16:16), приобщение той праведности, которую имел человек до грехопадения (см.: 1Кор.6:11), со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни (см.: Тит.3:5). В крещении человек, приобщаясь Источнику новой благодатной жизни, ранее ему недоступной, духовно возрождается. Поэтому Священное Писание говорит о крещении как о новом духовном рождении от Бога (см.: Ин.1:12–13, 3:6). Также в крещении человек усыновляется Богу, становится чадом Божиим (см.: Гал.3:26–28) и членом тела Христова, т. е. Церкви (см.: 1Кор.12:13).

Условием принятия крещения являются покаяние и вера[12]:

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов… (Деян.2:38).

Кто будет веровать и креститься, спасен будет… (Мк.16:16).

Что касается младенцев, то они, в соответствии с традицией древней Церкви[13], принимают крещение по вере родителей и восприемников[14].

Таинство крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды»[15].

По этой причине Церковь не перекрещивает обращающихся к ней от еретических сообществ, при условии что в этих сообществах сохраняются неповрежденными основы христианского вероучения (учение о Пресвятой Троице, Боговоплощении, апостольском преемстве) и крещение над ними было совершено в соответствии с правилами Православной Церкви, т. е. в три погружения и во имя Пресвятой Троицы.

Таинство крещения не имеет обратной силы, т. е. единожды крещенного человека невозможно каким-либо образом «раскрестить» и вновь сделать некрещеным. На каждого крестившегося крещение налагает неизгладимую печать, которую не уничтожают ни грехи, ни даже отречение от Христа[16].

Следует отметить, что крещение является единственным из церковных таинств, которое может совершить не только епископ или священник, но, в случае крайней нужды (например, при угрозе смерти), и любой мирянин, как мужского, так и женского пола. Для этого необходимо совершить троекратное погружение (обливание) крещаемого с произнесением совершительных слов[17].

Хотя таинство крещения является совершенно необходимым для всех людей, тем не менее, по верованию Православной Церкви, в исключительных случаях оно может быть заменено иным, чрезвычайным крещением – крещением кровью, когда какое-либо лицо, уже уверовавшее во Христа, но еще не успевшее принять таинство крещения, подвергается гонениям за веру и умирает за веру Христову. Таковой крестится тем крещением, которым крестился Сам Христос (см.: Мф.20:22–23)[18].

[1] Пространный катихизис. С. 60.

[2] Пространный катихизис. С. 59.

[3] Например, см.: 7-е правило Второго Вселенского собора // Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 271–272.

[4] Пространный катихизис. С. 60.

[5] См.: Православное исповедание. С. 76–77. Ч. 1. Ответ на вопр. 103.

[6] Греческое название этого таинства – βάπτισμα происходит от глагола βαπτίζω – погружать.

[7] См.: 50-е правило свв. апостолов; 7-е правило Второго Вселенского собора // Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 123, 271–272.

[8] См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 250.

[9] См.: 49-е правило свв. апостолов // Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 122.

[10] См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 251–252.

[11] См.: Там же. С. 252–253.

[12] См.: Пространный катихизис. С. 60.

[13] Например, см.: 110-е правило Карфагенского собора // Правила Православной Церкви. Т. 2. С. 258.

[14] О том, что Господь может прощать грехи одних людей по вере других, см.: Мк.2:5. В Священном Писании нет ни прямых указаний на необходимость или возможность крещения младенцев, ни запрета такой практики. В то же время апостолы неоднократно крестили целые семейства (см.: Деян.16:14–15, 30–391Кор.1:16), при этом в Священном Писании ничего не говорится о том, что при таком крещении для младенцев делались исключения. Начиная со II в. отцы Церкви единодушно свидетельствуют о существовавшей в Церкви практике крещения младенцев как о повсеместно распространенной (например, см.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 174. Кн. II. Гл. 22, 4; подробнее см.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 259–260). В то же время, параллельно с практикой крещения младенцев, по крайней мере до V в., во многих христианских семьях сохранялась практика принимать крещение по достижении детьми совершеннолетия, обычно после окончания образования. Например, известно, что Великие Каппадокийцы были крещены во взрослом возрасте. До принятия крещения дети из таких семей входили в число оглашенных. Свят. Григорий Богослов, сам крещенный во взрослом состоянии, весьма благосклонно относился к практике младенческого крещения. См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение // Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 554.

[15] Пространный катихизис. С. 63.

[16] См.: Послания Патриархов о православной вере. С. 176.

[17] См.: Православное исповедание. С. 77. Ч. 1. Ответ на вопрос 103; Послания Патриархов о православной вере. С. 173.

[18] См.: Тертуллиан. О крещении. 16. С. 102; Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. III, 7 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 37; Григорий Богослов, свят. Слово 39, на святые светы явлений Господних // Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 542.

Источник: протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие. Раздел III. Глава 1. Православное учение о таинствах (сакраментология)»

Ошибка в тексте