Совершителями Таинства Крещения могут быть епископы и священники (46-е и 47-е Апостольские правила). При этом, однако, епископы, будучи монахами, обыкновенно, ради соблюдения монашеской дисциплины, воздерживаются от этого Таинства. Но безусловная необходимость Крещения для спасения человека, а также принадлежность всякому христианину высокого достоинства «царского священства» является основанием для признания действительным Крещения, совершённого в случае смертельной опасности для крещаемого мирянином, и даже женщиной. При этом, однако, от совершителя Таинства требуется сознательное отношение к своему поступку (Православное исповедание, ч. I, вопр. 103; Номоканон при Большом Требнике, ст. 204; Книга о должностях пресвитеров приходских, § 84, Послание Восточных Патриархов, 16-й член).
Крещение, совершённое мирянином, признаётся действительным, помимо случаев смертельной опасности, также и там, где нет священников или где их мало. Патриарх Константинопольский Фотий в ответ на вопрос Калабрийского епископа Льва о действительности Крещения, совершённого мирянином, писал: «Если в свободной стране, где христиане наслаждаются миром и где много священников, кто-либо из мирян, презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью, дерзнёт совершить это дело (то есть Крещение), таковые после строгой епитимии за свой проступок, совершенно устраняются от получения священства… Ибо кто презрел благодать до её получения, тот не усомнится попрать и полученную. Тех же, которые крещены ими, мы никак не признаём приявшими благодать Духа, а поэтому определяем, что они должны быть крещены водой и помазаны миром… Но, если святое Крещение совершают (простые) христиане, живущие под варварским владычеством и не имеющие довольно священников, то совершённое по нужде, заслуживает снисхождения и, требующие благодати, не должны быть лишаемы её вследствие тирании неверных. Поэтому крестившие, хотя бы и не имели рукоположения, не подлежат суду и наказанию. О крещёных же определяем, чтобы они были помазуемы миром, хотя бы уже и получили миропомазание от неосвящённых. Но Крещение, совершённое по нужде (мирянином), да не устраняется. Ибо, хотя оно и не совершенно (по недействительности прежнего миропомазания), однако почтено призыванием Всесвятой Троицы, благочестивым намерением призывающих и верою воспринимающих… Ибо Церковь Божия издревле допускала очень многие случаи крещения, правильно совершаемого, по нужде времени и места, мирянином»[1].
В Православной Церкви, однако, отвергается католическая практика признавать на основании учения об ex opera operatum действительным Крещение, совершённое лицом некрещёным, не принадлежащим к христианской церкви.
Если крещёный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом Крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула.
Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещёным, подлежит церковному наказанию, равно как и родители, из-за нерадения которых ребёнок умирает вне Церкви. (ст. 68 Номоканона при Большом Требнике).
Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найдёнышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: «Последуя каноническим постановлениям отец (83-е (72-е) правило Карфагенского Собора), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестити их, да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».
Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьёзное основание предполагать, что-то или иное лицо уже восприяло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать Крещение в условной форме: «Крещается раб Божий (имя рек), аще не крещен».
В наше время приходится сталкиваться и с более необычными случаями при решении вопроса о Крещении. Речь идёт о лицах, которым по их желанию хирургическими и медицинскими средствами изменили пол.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных казусах: «Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к решению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной изменённую половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рождён. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо» (XIII. 1).
К Крещению не допускаются бесноватые, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность: «Когда беснуемый не очистился ещё от духа нечистого, то не может прияти святое Крещение: но при исходе от сея жизни крещается» (2 Тим.). Данную норму применяют и по отношению к буйно помешанным, а также и вообще к лицам с повреждённым умом и подавленной волей, хотя, разумеется, душевную болезнь нельзя отождествлять с беснованием.
[1] Цит. по: Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 352 – 353.
Источник: Протоиерей Владислав Цыпин (1947). Вступление в Церковь. Крещение. Миропомазание. Утрата церковной правоспособности. Курс церковного права.