В принятии всех таинств есть и обратная сторона. В случае формального их принятия без веры и благоговения, без намерения жить по-христиански, то есть оставаясь в своей жизни язычником, человека может постичь худшее. О тяжелых последствиях такого бездумного принятия церковных таинств предупреждает Сам Господь: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16). Слова: «кто не будет веровать, осужден будет», — говорят о том, что принимающий таинство без веры во Христа, по каким-либо суеверным предрассудкам, или потому, что так принято, подвергается суду Божию. Христос объясняет это в таких словах: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11:24–26).
Так и Крещение, принятое без веры во Христа, без решения начать жить по-христиански подвергает крестившегося (а если крестят ребенка, то и его родителей, и восприемников) гневу Божию, поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48:10). Ибо Господь, заповедуя ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, сказал при этом: уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19–20).
Святые отцы постоянно подчеркивают опасность легкомысленного принятия Крещения.
Преподобный Симеон Новый Богослов так писал о крещении детей: «Ибо принявшие крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим (см.: Евр. 10:29) святую одежду Твою».[1] Апостол здесь (Евр. 10:29) пишет: сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства… Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души».[2]
Жизнь свидетельствует, как нередко крещеные бывают хуже некрещеных. Поэтому Христос строго заповедует апостолам и их преемникам: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6). Этим драгоценным жемчугом является дар благодати таинства, который нельзя бросать кому попало, чтобы и дающий, и принимающий не подпали под Божие осуждение.
Крещение — это вхождение в Церковь, которое есть не простое внешнее действие, подобное вступлению в светскую организацию. Оно — акт глубоко нравственный, полностью зависящий от убежденности и совести человека и в огромной степени определяющий его вечную участь.
Как поступивший в институт должен учиться, чтобы не быть исключенным, так и в Церкви может оставаться только тот, кто следует нормам ее веры и жизни. В противном случае он также или канонически (анафематствуется), или внутренним опустошением души исключается из нее.
Блез Паскаль с горечью размышлял о том, как великое таинство духовного Рождения — Крещение — превратилось в его время для многих в пустой обычай. Ибо в древности в Церковь вступали только после больших трудов и долгих стремлений. Сегодня в нее вступают безо всякого труда, без забот и усилий. Тогда Церковь допускала к себе людей лишь после самых строгих испытаний. Теперь их допускают до того, как они становятся готовы к испытаниям. Тогда принимали только после того, как человек отступался от своей прежней жизни, отрекался от мира и плоти и дьявола. Теперь люди вступают в Церковь до того, как становятся готовы сделать что-нибудь из этого. Наконец, в былые времена нужно было уйти от мира, чтобы войти в Церковь, тогда как сегодня входят в Церковь и в мир одновременно.
По таким поступкам и узнавали тогда глубокое различие между миром и Церковью.
Очень важно знать, что Крещение само по себе не может быть гарантией ни здоровья, ни какого-либо земного благополучия, ни спасения. Только при правильной духовной жизни семя Крещения может прорасти в душе человека и принести добрые плоды.
[1] Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 36.
[2] Игнатий Брянчанинов, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1905. С. 390.
Источник: Алексей Ильич Осипов «Таинство Крещения. В помощь катехизаторам, восприемникам и готовящимся принять Крещение» (PDF)