В каких случаях священник может отказать в крещении?

Крещение Господне

1. Неповторяемость Крещения

Правильно совершенное Крещение никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).

Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).

2. Категорически недопустимо крещение умершего человека (26-е правило Карфагенского Собора).
3. Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
4. Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами.
5. Человек не может быть крещен, если он сознательно не признает хотя бы одного из догматов Символа веры.

Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие.

Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви. Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в Церковь.

6. Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.

Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом. Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

7. Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина.

Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий).

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями: Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе).

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека.

8. К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, прежде всего относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

— работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов;
— проституция, содержание публичных домов;
— блудное сожительство (без регистрации брака);
— работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями (стриптиз и т.п.);
— все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.

9. Перед принятием Крещения оглашенный обязан принести покаяние и выразить желание бороться со своими страстями: Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их.

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения.
Однако в случае совершения оглашенным тяжкого греха во время оглашения, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния.

10. Неверные мотивы.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:
твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается (преп. Марк Подвижник).

Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя.

11. Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающим без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение:

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью.

При Крещении оглашенных в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры.

12. Решение о недопущении к Крещению может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного.

 

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

 

1) Крещение тяжелобольных

Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти.

2) Случаи одержимости

Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности.

3) Крещение беременных женщин

26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».

4) О пребывающих в женской нечистоте

Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

5) Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях: Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден.

Источник: Азбука.ру

Ошибка в тексте