– Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит. Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом. Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).
В крещении человеку дается бесценный дар – благодать Духа Святого. Крещеный освобождается от всех бывших грехов, становится чадом Божиим и принимает на себя образ Христа. Крещенному открыты врата Рая. Неужели же ради этих даров не стоит пожертвовать каким-то своим временем и посетить огласительные беседы?
В древности оглашение было куда более продолжительным, нежели сейчас, могло длиться два года. И это тогда, когда за веру Христову подвергали пыткам и смертной казни. Казалось бы, надо всех созывать и желающих сразу крестить, но этого не было. Почему? Потому что крещенный призван носить на себе образ Христа, должен быть исповедником веры Христовой, являть пример жизни по Евангелию. Какой смысл крестить тех, кто завтра скажет: а я не имею к Церкви никакого отношения. Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви как раз влекла за собой укрепление Церкви, в ее ограде не было случайных людей, христиане вели примерную жизнь, а это привлекало к Церкви новых членов.
В общем, как бы это ни звучало категорично, но если человек не желает пройти огласительные беседы, он показывает, что подлинным чадом Церкви он становиться не собирается. Его в храм не тянет, ему хочется поскорее уйти и жить по своим правилам. Кто легкомысленно относится ко крещению, тот поверхностно относится к самой вере. Основательно же готовиться ко крещению будет только тот, кто действительно ищет спасения.
Обыкновенно мы всё время куда-то спешим, задуматься о духовном некогда, и даже Таинства Церкви нам хочется принимать, так сказать, набегу, попутно своей будничной суете, как бы переходя с одной остановки на другую. Но Божия благодать не для легкомысленных людей, Господь открывает Себя сердцу ищущему. Вот как раз огласительные беседы могут стать тем временем, когда мы приостановим свою суету и хотя бы немного послушаем о вечном спасении.
– Может быть, я не прав, но мне кажется, что здесь не должно быть «железного правила», которое в одних случаях может быть и полезно, а в других – ожесточит человека или станет «медной стеной» между душой и Богом.
Очевидным кажется только одно – нельзя быть равнодушным к людям. Надо с ними говорить о вере, смотреть им в глаза, слушать, убеждать, молиться о них… Вот это главное, и в этом, как кажется, и состоит главный смысл огласительных бесед. И здесь можно и нужно проявлять подход именно творческий, потому что, опять же, люди, обстоятельства их жизни бесконечно разнообразны, и наша главная задача – помочь человеку приобщиться к вере, а не «исполнить регламент», который может стать «мертвой буквой закона».
Иной человек вроде бы и не знает еще ничего толком, а уже «горит» желанием стать христианином, и это горение в нем подлинное, живое. Конечно, надо ему рассказать о вере. Но надо ли долгими и пространными беседами «угашать в нем это действие Духа»? Именно так, потому что большое самонадеяние считать, что именно наши беседы будут это действие «возогревать». Увы, далеко не всегда так бывает. А иному человеку именно нужно время, чтобы осмысленно и основательно подойти к принятию таинства, разобраться во всем… Словом, всем нам надо быть не «чиновниками по духовному ведомству», а живыми участниками действия в мире Промысла Божиего. Опять же понимаю, что я могу ошибаться, но поскольку спросили меня об этом, говорю, как думаю и чувствую. Но стремиться к тому, чтобы проводить «огласительные беседы», конечно, надо.
– Очень важный вопрос. Действительно, совсем недавно была введена очень хорошая практика предкрещального оглашения. Раньше человек приходил, в церковной лавке записывался на крещение, крестился и уходил, и получалось так, что он видит священника впервые и священник видит его первый и очень часто в последний раз. По своей священнической практике припоминаю: крестишь, в храме полно народу, как на большой праздник: мамы, папы, бабушки, дедушки… – когда крестили без оглашения, по 20 и по 30 человек в один день могло быть на крещении, – а потом оглядываешься и задаешь себе резонный вопрос: «А где все эти люди?» А они пришли, покрестились и ушли.
Крестя без оглашения, мы приобрели потенциальных верующих? Отнюдь! Никого мы не приобрели. Покрестить мы покрестили, но эти люди как не принадлежали к церковной общине, так и не стали принадлежать. А святая Церковь как учит? Крещение – это дверь всех церковных таинств. Получается, что человек право на реализацию себя в церковной жизни получил, но может так случиться, что он этим правом никогда не воспользуется. А что нам дает современная ситуация? У человека появляется шанс хотя бы познакомиться со священником, который будет его крестить. Хотя бы услышать здравое учение Церкви. Не от соседки, не от бабушки. Не суеверия какие-то, сколько нужно полотенец принести на крещение, кто должен нательный крестик покупать и прочее. Человек от священника услышит хотя бы, что и Евангелие-то стоит почитать. А ведь это проблема!
Я всегда, когда провожу оглашение – а в нашем храме во исполнение благословения Святейшего Патриарха и нашего правящего архиерея митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна предкрещальные беседы – это неотъемлемая часть самого Таинства Крещения… так вот, я всегда задаю вопрос: «Кто из вас читал Евангелие, братья и сестры?» Часто оказывается так, что Евангелие не читал никто. Вот и напрашивается вопрос: как можно совершать крещение, будь это взрослые люди или дети, за которых ответственность несут восприемники, если эти взрослые, эти восприемники даже Евангелие не читали? А восприемник что должен делать? Он должен учить ребенка вере. А чему он научит, если сам он этой вере не только не учится, но и не начинал даже учиться?! Потому что научение вере – от Евангелия, от евангельской проповеди. Христос Сам говорит: «Вера от слышания» (Рим. 10: 17). А человек о Христе, по сути, никогда и не слышал.
У нас ведь порой обычный человек за обрядом не видит Самого Христа. Вот он в храм пришел, обедню заказал, свечи поставил, панихиду заказал, святой воды набрал… Всё это сделал, а о Христе-то он ничего и не знает. И Евангелие никогда не читал, и «Закона Божия» для детей никогда не читал. Говорят, что Евангелие сложно читать. Но «Закон Божий» не сложен. Но и этого не читали и не знают!..
Но встает и такой вопрос: а не теряем ли мы, введя обязательное оглашение, потенциальных членов Церкви? Но чтобы членом Церкви стать, необходимо обязательно пройти оглашение. И если мы откроем огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского или еще кого-то из святых отцов, мы увидим: человек сначала учился вере, потом принимал крещение. Да вот хотя бы такой пример – житие великомученика Пантелеимона. Он встретился с пресвитером Ермолаем, тот его огласил. Побеседовал с ним о христианстве, и слово пресвитера Ермолая так отозвалось в душе юноши, что он жизнью своей пренебрег ради того, чтобы быть со Христом. И подобных примеров очень много. Так что сначала научение вере, потом обретение этой веры. Это очень правильно. В Церкви так было всегда, и мы к этому должны стремиться. И тогда приобретем реальных членов церковной общины.
Мне кажется, практика нескольких бесед перед крещением – это очень добрая практика, и вот еще почему. Часто бывает, что люди, у которых возникают какие-то вопросы или проблемы, не знают, как к священнику подойти. А на этих беседах люди познакомятся с батюшкой. Может быть, даже номер телефона у него возьмут – в XXI веке же живем, – чтобы потом о каких-то своих переживаниях ему рассказать. А для нас это возможность показать красоту жизни Церкви. Что это не только свечи и иконы, но это мистическое Тело Христово. У Церкви появляется шанс увидеть своих чад и поговорить с ними, чтобы они стали из потенциальных реальными членами церковной общины.