По выходе из купели крестившиеся помазываются святым миром. Святым миром помазывается человек только один раз в жизни. При этом ему даются благодатные дары Святого Духа. Некоторые, не зная этого, говорят, что на всенощной они будто бы помазываются святым миром, но то не миро, а только освященный елей – масло (иногда с духами) (см.Чем отличается Миропомазание от Елеопомазания?).
При помазывании святым миром произносится: «Печать дара Духа Святаго».
Святой Кирилл пишет: «Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело – засвидетельствовать, а твое – быть осторожным. Если стоишь в вере, – ты блажен. А если впал в неверие, – с сего же дня отринь неверие, и удостоверься… Он (Бог) готов запечатлеть душу твою, и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и Божественную, как и написано: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1,13)… Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое… Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека» (Огл.Слово17,35–37).
Христос в переводе с греческого значит «Помазанник». «Христос не от человека, и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым, как говорит Петр: «Иисуса, Еже от Назарета, Его же помазал Бог Духом Святым» (Деян.10,38) (Он помазан Духом Святым, а вы, соединившись с Ним, став Его участниками, помазаны святым миром). Но смотри не подумай, что сие есть миро простое.
Как хлеб Евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Христово: так и святое миро сие, по призвании (то есть освящении архиереем) не простое уже, или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование Христа, и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом.
Сперва миропомазано у вас чело (лоб), чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собою первый человек, преступивший закон, и чтобы «откровенным лицем взирать вам на славу Господню» (2Кор.3,18).
Потом миропомазаны уши, чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным тайнам, уши, о которых сказал Исаия: «пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал» (Ис.50,4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11,15).
Потом миропомазаны ноздри, чтобы, восприняв на себя Божественное миро, сказать вам: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор.2,15).
После сего миропомазаны перси (руки), чтобы, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11). Ибо как Христос, исшедши по Крещении и наитии Святаго Духа, поборол противника, так и вы, по священном Крещении и таинственном Помазании, облекшись во всеоружие Святаго Духа, противостаньте противостоящей силе и поборите ее, говоря: «вся могу в укрепляющем меня Христе» (Фил.4,13).
Сподобившись этого святого Миропомазания, именуетесь вы христианами (то есть помазанными), оправдывая имя это возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы этой благодати, не были в подлинном смысле достойными и этого наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами» (3Тайнов.Слово,2–5).
Источник: Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1504 с. / Борис (Холчев). Огласительные беседы с крещаемыми. 737-826 с.