Царю Небесный (молитва Святому Духу)

Преподобный Андрей Рублёв.
«Троица» (ок. 1360 — 1428)

Слушать аудио молитву Царю Небесный ✓

На церковнославянском языке молитва звучит так: Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Перевод на русский язык: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Кому мы молимся в молитве «Царю Небесный»?

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Как появилась молитва «Царю Небесный»?

Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века.

«Царю Небесный» так полюбилась людям, что со временем именно с неё стали начинать богослужения и домашнюю молитву. Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный» перед любым важным делом, чтобы призвать помощь Святого Духа.

Почему мы Святой Дух называем Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, Сокровищем благих и жизни Подателем?
  • Мы называем в молитве Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
  • Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Слово «Уте́шитель» заимствовано из Евангелия, ибо Господь сказал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26). На греческом языке слово «Уте́шитель» (греч. Пара́клитос) означает «защитник» – адвокат на суде, защищающий чье-то дело.
  • Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель — Ин.15:26), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет.
  • Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.
  • Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть всё от Него получает жизнь, а христиане получают от Него святую вечную жизнь (Ин.3:5), очищаясь от грехов и обретая добродетели.
В молитве «Царю Небесный» мы призываем Духа Святого очистить жилище нашей души

Следующие слова молитвы Святому Духу — это просьба: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.

«Когда мы молимся Духу Святому: «Прииди и вселися в нас», – мы должны быть особенно внимательны, ибо ждем самого дорогого гостя, к приходу которого надо все тщательно вымести, убрать и украсить дом – горницу нашей души, встретить его с полной готовностью, приветливо и радостно».

«Когда мы просим Духа Утешителя очистить нас от всякой скверны, это прошение не о единовременном действии только на этот наш молитвенный час. Это значит, что очищенный свой дом надо усилием воли наполнить добродетелями, чтобы не было пустоты, чтобы не вселился в него враг с более сильными греховными побуждениями». Митрополит Питирим (Нечаев).

Чего просим у Духа Святого словами: «и спаси, Блаже, души наша»?

Цель нашего бытия, в данном случае цель нашей молитвы – это спасение души, то есть спасение от вечной гибели и наследование Царства Небесного. Мы просим, чтобы Дух Святый избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.

«В контексте Священного Писания слова «благо» и «благой» идентичны, они равнозначны слову «совершенный». Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный(Мф 5,48), ибо Он благ и благотворит всем – благим и злым, совершенным и несовершенным. Итак, когда мы обращаемся к Духу Святому, называя его Благим, мы признаем и призываем его беспредельное Божественное совершенство». Митрополит Питирим (Нечаев).

Когда можно читать молитву «Царю Небесный»?

Эта молитва входит в так называемое «обычное начало», читается перед началом службы, молебна, перед молитвенными правилами.

Мирянам можно и нужно ее читать перед началом любого дела для призывания Духа Святого, для утешения, перед выходом из дома.

В период от Пасхи до Пятидесятницы молитву «Царю Небесный» не читают. До Вознесения её заменяют троекратным праздничным пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а потом десять дней специально пропускают. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа. В день Святой Троицы «Царю Небесный» зазвучит с новой силой.

Ошибка в тексте