Слушать аудио молитву Царю Небесный ✓
На церковнославянском языке молитва звучит так: Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Перевод на русский язык: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века.
«Царю Небесный» так полюбилась людям, что со временем именно с неё стали начинать богослужения и домашнюю молитву. Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный» перед любым важным делом, чтобы призвать помощь Святого Духа.
Следующие слова молитвы Святому Духу — это просьба: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.
«Когда мы молимся Духу Святому: «Прииди и вселися в нас», – мы должны быть особенно внимательны, ибо ждем самого дорогого гостя, к приходу которого надо все тщательно вымести, убрать и украсить дом – горницу нашей души, встретить его с полной готовностью, приветливо и радостно».
«Когда мы просим Духа Утешителя очистить нас от всякой скверны, это прошение не о единовременном действии только на этот наш молитвенный час. Это значит, что очищенный свой дом надо усилием воли наполнить добродетелями, чтобы не было пустоты, чтобы не вселился в него враг с более сильными греховными побуждениями». Митрополит Питирим (Нечаев).
Цель нашего бытия, в данном случае цель нашей молитвы – это спасение души, то есть спасение от вечной гибели и наследование Царства Небесного. Мы просим, чтобы Дух Святый избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.
«В контексте Священного Писания слова «благо» и «благой» идентичны, они равнозначны слову «совершенный». Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный(Мф 5,48), ибо Он благ и благотворит всем – благим и злым, совершенным и несовершенным. Итак, когда мы обращаемся к Духу Святому, называя его Благим, мы признаем и призываем его беспредельное Божественное совершенство». Митрополит Питирим (Нечаев).
Эта молитва входит в так называемое «обычное начало», читается перед началом службы, молебна, перед молитвенными правилами.
Мирянам можно и нужно ее читать перед началом любого дела для призывания Духа Святого, для утешения, перед выходом из дома.
В период от Пасхи до Пятидесятницы молитву «Царю Небесный» не читают. До Вознесения её заменяют троекратным праздничным пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а потом десять дней специально пропускают. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа. В день Святой Троицы «Царю Небесный» зазвучит с новой силой.