Чинопоследование Таинств Крещения и Миропомазания на русском языке

Часть 1-я
Молитвы над оглашенным

Первая часть, подготовительная к таинству крещения, совершается в притворе храма. В древности оглашенными назывались люди, готовящиеся к крещению. Период приготовления продолжался иногда несколько лет, в течение которых человек изучал Христианскую веру и Божественные заповеди. Ему разрешалось присутствовать в притворе храма на некоторых богослужениях и на первой части литургии (до возгласа “оглашеннии изыдите”). В первой части крещения священник читает над оглашенным несколько “заклинательных” молитв, в которых просит Бога избавить оглашенного от всякого влияния нечистой силы. Потом оглашенный торжественно отрекается от сатаны и исповедует свою веру в Иисуса Христа, читая символ веры. Священник трижды слегка дует на лицо оглашенного, крестит его грудь и кладет на его голову свою руку, читая следующую молитву:

Во имя Твое, Господи Боже истины, и во имя Твоего Единородного Сына, и Твоего Святого Духа полагаю мою руку на раба Твоего (имя), который удостоился прибегнуть к Твоему святому имени и укрыться под кровом Твоих крыльев. Удали от него его прежние заблуждения и наполни его верой, надеждой и любовью к Тебе. Да познает он, что Ты один истинный Бог, с Твоим Единородным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, и Святым Твоим Духом. Удостой его ходить во всех заповедях Твоих и совершать угодное Тебе. Ибо, если человек будет так поступать, то он обретет жизнь.

Впиши его в Твою книгу жизни и присоедини его к стаду Твоего наследия. Да прославится в нем Твое святое имя, с возлюбленным Твоим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, и с животворящим Твоим Духом. Очи Твои да взирают всегда с милостию на него и уши Твои да внимают молитвам его. Возвесели его в трудах рук его и во всем его потомстве, чтобы он прославлял Тебя, почитая и славя Твое великое и пренебесное имя и да воспевает Тебя во все дни своей жизни.

Ибо все силы небесные воспевают Тебя, и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва запрещения 1-я

Священник: Господь запрещает тебя, диавол:

Господь, Который пришел в мир и поселился среди людей, чтобы разрушить твое насилие и избавить людей; Господь, Который на древе победил вражеские силы, когда солнце померкло и земля заколебалась, и гробы открылись, и телеса святых воскресли; Который смертью победил смерть и упразднил имеющего державу смерти, т. е. тебя, диавола.

Заклинаю тебя Богом, Который явил дерево жизни и учредил лики херувимов и обращающийся пламенный меч, чтобы охранять его. (Быт. 3:24.). “Херувимы” — ангелы, особенно близкие к Богу. Будь запрещен и удались! Ибо заклинаю тебя Тем, Кто ходил по поверхности моря, как по суше, Который запретил бурному ветру, Которого взгляд сушит бездны и от угрозы страха Которого тают горы; Тот через нас запрещает тебя. Убойся, выйди и удались от этого создания и не возвращайся и не таись в нем и не подстерегай его и не влияй на него ни ночью, ни днем, ни утром ни в полдень. Но удались в свой тартар (преисподнюю до предназначенного Судного Дня. Убойся Бога, сидящего на херувимах и взирающего на бездны, (Образное библейское выражение. Господь являлся пророкам, окруженный херувимами и как бы восседающий на них,(смотри Исх. 25:18, 1 Цар. 4:4, Иез. 9-10-я главы) перед Которым трепещут ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, перед Которым трепещут небо и земля, море и все, что в них.

Отойди и отступи от этого запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего. Запрещаю тебя Тем, Который несется на крыльях ветра, Который творит ангелов Своих духами и слуг Своих — палящим огнем. Отойди и отступи от создания сего со всей силой и ангелами твоими.

Ибо прославлено имя Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва запрещения 3-я

Священник: Господь Саваоф, Бог Израилев, исцеляющий всякий недуг и всякую болезнь, воззри на раба Твоего, испытай, исследуй и отгони от него всякое дьявольское действие. Запрети нечистым духам и изгони их, и очисти дело Твоих рук. И, направив Твою непреодолимую силу, скоро сокруши сатану под ноги его. И дай ему победу над ним и над всеми его нечистыми духами, чтобы он, получив Твою милость, удостоился бессмертных и небесных Твоих Таинств, и воздавал славу Тебе — Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва запрещения 4-я

Священник: О Сущий, Владыко Господи, сотворивший человека по Твоему образу и подобию и давший ему власть вечной жизни, Который потом не презрел отпадшего через грех, но через воплощение Христа Твоего устроил спасение миру. Ты и сие творение Твое, освобождая от рабства врагу, прими в Царство Твое Небесное. Отверзи очи его разума, чтобы свет Твоего Евангелия засиял в нем. Сочетай его жизни светлого ангела, избавляющего его от всех козней врага, от встречи с лукавым, от демона, действующего в полдень, и от лукавых мечтаний.

(Священник слегка дует на уста, на чело и на грудь оглашенного, говоря:).

Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (повторяется трижды): — духа прелести, духа лукавства, духа идолопоклонства и всякого сребролюбия (страсти обогащения), духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сотвори раба Твоего словесной овцой святого стада Твоего Христа, честным членом Церкви Твоей, сосудом освященным, сыном света и наследником Твоего Царства, чтобы он, пожив по Твоим заповедям и сохранив печать неповрежденной и ризу неоскверненной, получил блаженство святых в Царстве Твоем.

По благодати, щедротам и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым Ты благословен с Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Потом все поворачиваются лицом на запад. Запад — олицетворение тьмы, духа зла. Священник спрашивает, а оглашенный и восприемники отвечают.

Вопрос: Отрекаешься ли сатаны и дел его и всех ангелов его и всей гордости его?

Ответ: отрекаюсь (вопрос и ответ повторяются трижды).

Вопрос: Отрекся ли ты сатаны?

Ответ: отрекся (вопрос и ответ повторяются трижды).

Священник говорит: И дунь, и плюнь на него. Этим действием оглашенный показывает, что он готов разорвать связь с греховной жизнью. Сделав это, все поворачиваются лицом на восток. Это символизирует начало новой, светлой жизни. Священник спрашивает дальше:

Вопрос: Соединяешься ли со Христом?

Ответ: Соединяюсь (вопрос и ответ повторяются трижды).

Вопрос: Соединился ли ты со Христом?

Ответ: Соединился.

Вопрос: Веришь ли в Него?

Ответ: Верую в Него, как в Царя и Бога.

Оглашенный и восприемники читают следующий Символ Веры:

Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,

И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

И взошедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И имеющего снова придти со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном со-покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

и жизни будущего века. Аминь.

Вопрос: Соединился ли ты со Христом?

Ответ: Соединился.

Вопрос: Веруешь ли в Него?

Ответ: Верую в Него, как в Царя и Бога (эта часть повторяется трижды).

И говорит священник: Поклонись Ему. Оглашенный и восприемники кланяются, говоря:

Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

Священник: Благословен Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и познали истину, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Часть 2-я
Освящение воды и крещение

Оглашенный и восприемники входят в храм и становятся перед приготовленной купелью. Этот вход символизирует переход от смерти к жизни. Священник дает восприемникам свечи и кадит вокруг купели.

Священник: Благословенно Царство Отца, Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Хор: Аминь.

Мирная ектения.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. Потом идут обычные прошения, к которым добавляются еще следующие:

О том, чтобы освятиться этой воде силою и действом и наитием Святого Духа, Господу помолимся.

О том, чтобы ниспослана была ей благодать избавления, благословение Иордана, Господу помолимся.

О том, чтобы пришло на эту воду очистительное действие пресущественной Троицы, Господу помолимся.

О том, чтобы просветиться нам светом разума и благочестия, наитием Святого Духа, Господу помолимся.

О том, чтобы эта вода послужила к отгнанию всякого навета врагов видимых и невидимых, Господу помолимся.

О том, чтобы крещаемый был достоин нетленного Царства, Господу помолимся.

О приходящем к святому просвещению и о спасении его, Господу помолимся.

О том, чтобы он стал сыном света и наследником вечных благ, Господу помолимся.

О том, чтобы ему соединиться и стать причастником смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся.

О том, чтобы ему сохранить одежду крещения и залог Духа неоскверненным и непорочным в день страшного дня Христа Бога нашего, Господу помолимся.

О том, чтобы эта вода послужила ему купелью возрождения, и прощения грехов и одеждой нетления, Господу помолимся.

О том, чтобы Господь Бог услышал голос нашей молитвы, Господу помолимся.

О том, чтобы избавиться ему и нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянув (молитвенно упомянув), сами себе и друг друга (себя и других) и весь живот (всю жизнь) нашу Христу Богу предадим (посвятим).

Хор: Тебе, Господи.

Молитва освящения воды

Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакое слово не достаточно для воспевания чудес Твоих (трижды).

Ты, по Своей воле, из ничего создал все. Твоим всемогуществом Ты держишь творение и Твоим промыслом управляешь миром. Ты составил мир из четырех стихий и круг года увенчал четырьмя временами. Пред Тобою трепещут все небесные силы; Тебя воспевает Солнце; Тебя славит Луна; Тебе предстоят звезды; Тебе повинуется свет; пред Тобою трепещут бездны; на Тебя работают источники; Ты простер небо, как палатку; Ты утвердил землю на водах; Ты оградил море песком; Ты разлил воздух для дыхания; Ангельские силы Тебе служат, Архангельские лики Тебе кланяются; многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоя вокруг и летая, закрывают лица свои в страхе от Твоей славы.

Ты — Бог неописуемый, безначальный и неизреченный. Ты пришел на землю, приняв образ раба и стал подобен людям. Ибо не мог Ты, Владыка, по Своему милосердию, видеть, как диавол мучит род человеческий. Но Ты пришел, и спас нас. Мы исповедуем благодать, провозглашаем Твою милость, не скрываем благодеяния: Ты освободил наши поколения, освятив девственную утробу Своим рождеством. Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты — наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев.

Поэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию (трижды),

И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости. Пусть замышляющие против сотворенного Тобою, теперь бегут от него. Ибо я призвал Твое имя, которое дивно, славно и страшно для противников.

Здесь священник погружает пальцы своей правой руки в воду, и, совершая на ее поверхности знак креста, говорит:

Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все вражеские силы (трижды),

Молимся Тебе, Господи, пусть отступят от нас все воздушные и невидимые привидения, и да не утаится в этой воде мрачный демон, и да не сходит вместе с крещающимся лукавый дух, наводящий помрачение помыслов и смятение мыслей. Но Ты, Владыка всех, яви воду сию водой избавления, водой освящения, очищения плоти и духа, разрешения оков, прощения прегрешений, просвещения души, купелью возрождения, обновления духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни. Ибо Ты сказал, Господи: “Омойтесь и будьте чисты, удалите лукавство от ваших душ. ” Ты даровал нам свыше новое рождение водою и Духом.

Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового, который обновляется по образу создавшего его, чтобы он, будучи соединен с Тобой подобием Твоей смерти в крещении, стал и участником воскресения и, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, он принял бы почесть высшего звания и был сопричислен перворожденным, написанным на небе в Тебе Боге и Господе нашем Иисусе Христе.

Ибо Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение с безначальным Твоим Отцом, с Пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон: Вонмем (внимание).

Священник трижды крестообразно помазывает елеем воду, возглашая: Аллилуйя (этот же возглас повторяет хор). Потом священник говорит:

Благословен Бог, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник помазывает у оглашенного чело, грудь, спину, говоря:

Помазывается раб Божий (имя) елеем радости во имя Отца и Сына и Святого Духа:

Помазывая грудь, говорит: Для исцеления души и тела,

Помазывая уши, говорит: Для слышания веры,

Помазывая руки, говорит: Твои руки сотворили и создали меня,

Помазывая ноги, говорит: Чтобы он ходил по стезям заповедей Твоих.

Это помазание елеем означает исцеление оглашенного от душевных немощей. Оглашенный становится в купель. Священник трижды погружает его в воду, говоря поочередно

Крещается раб Божий (имя).

Во имя Отца, аминь;

И Сына, аминь;

И Святого Духа. Аминь.

Потом священник дает крещеному светлую новую одежду, символизирующую чистоту его души, говоря: Облачается раб Божий (имя) в ризу праведности во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. В это же время на новокрещенного возлагается нательный крест, чтобы напоминать ему о христианском образе жизни.

Хор: Подай мне светлую ризу, Ты, одевающийся светом, как ризой, многомилостивый Христе Боже наш.

Часть 3-я
Миропомазание и заключительные молитвы

Новокрещенный в новой светлой одежде становится перед купелью.

Священник молится: Благословен Ты, Господи Боже вседержитель, источник благ, солнце правды, воссиявший находящимся во тьме свет спасения, пришествием Твоего Единородного Сына и Бога нашего и даровавший нам недостойным блаженное очищение в святом крещении и божественное освящение в животворящем помазании, благоволивший и ныне возродить раба Твоего новопросвященного водою и Духом и даровавший ему прощение его вольных и невольных грехов. Ты Владыка, милостивый Царь всех, даруй ему и печать дара Святого, и всесильного, и поклоняемого Твоего Духа, а также причащение св. Тела и честной Крови Христа Твоего. Сохрани его в Твоем

освящении, утверди его в Православной вере, избавь от лукавого и всех козней его, спасительным Твоим страхом сохрани его в чистоте и правде, чтобы он, угождая Тебе во всяком деле и слове, стал сыном и Наследником Твоего Небесного Царства.

Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу возносим Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После этого священник крестообразно мажет св. миром у новокрещенного лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги, говоря при каждом помазании:

Печать дара Духа Святаго.

Потом священник с крещеным и восприемниками трижды обходят купель с пением:

Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись. Аллилуйя. (Этим круговым хождением указывается на непрерывный союз новокрещенного с Христом и на уподобление Ему.

Чтение Апостола и Евангелия

Чтец: Прокимен, глас 3-й: Господь мое просвещение и мой Спаситель, кого убоюсь?

Стих: Господь хранитель моей жизни, кого устрашусь?

Диакон: Премудрость. Чтец: К Римлянам послание святаго апостола Павла чтение. (Рим. 6:3-11).

Диакон: Вонмем (внимание). Чтец:

Братие, все мы, крестившись во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник: Мир тебе. Диакон: Премудрость. Чтец: Аллилуйя. Диакон: Премудрость, прости (стойте прямо), услышим Святаго Евангелия.

Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему.

Священник: От Матфея святаго Евангелия чтение (Евангелие от Матфея 28:16-20).

Хор: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Диакон: Вонмем.

Священник:

В то время, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус; и увидевши Его поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Хор: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Священник: О Ты, Который святым крещением дал Твоему рабу избавление от грехов, а также даровал ему возрождение жизни: Ты, Владыка Господи, благоволи всегда озарять его сердце просвещением Твоего лица. Сохрани щит его веры от наветов врагов. Сохрани в нем чистой и неоскверненной одежду нетления, в которую он облекся, нерушимой сохраняя в нем, Твоею благодатью, печать Духа, будучи милостив ему и нам по множеству Твоих щедрот.

Ибо благословляется и прославляется всечестное и великое имя Твое Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник: Мир всем. Главы ваши Господу приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Священник тихо: Облекшийся в Тебя, Христа Бога нашего, вместе с нами преклонил Тебе свою главу. Сохрани его непобедимым воином от тех, которые напрасно воздвигают вражду против него и против нас. Твоим же нетленным венцом всех яви победителями до конца.

Ибо Тебе свойственно миловать и спасать, и Тебе славу возносим вместе с безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник кропит новокрещенного, говоря:

Ты оправдался, ты просветился, ты освятился, ты омылся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

И отирает губкой части тела, помазанные миром, говоря: Ты крестился, Ты освятился, Ты миропомазался, Ты освятился, Ты омылся, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Молитва на пострижение волос

Священник: Владыка Господи Боже наш, Ты почтил человека Своим образом, создав его из разумной души и благолепного тела (так что тело служит разумной душе). Ты устроил главу на самом верху, и в ней сосредоточил множество чувств, которые, однако, не препятствуют друг другу. Голову же его Ты покрыл волосами, чтобы предохранить ее от перемен погоды, и все члены человека сочетал на пользу, чтобы он всеми своими силами благодарил Тебя, высшего Художника. Ты Сам, Владыка, Твоим избранным сосудом, апостолом Павлом, заповедал нам все делать в Твою славу. Поэтому благослови ныне Твоего раба, который пришел к Тебе с приношением волос своей главы, а также (благослови) и его поручителей. Удостой их поучаться в Твоем законе и творить угодное Тебе. Потому что Ты милостив и человеколюбив, и Тебе славу возносим Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник постригает новокрещенного крестообразно, говоря: Постригается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Пострижение волос служит выражением покорности человека Богу.

Источник: Епископ Александр (Милеант«Крещение и Миропомазание – начало новой жизни»

Ошибка в тексте