Что такое оглашение и катехизация?
Оглашение (от греч. – оглашать, устно наставлять) – это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия.
Оглашенные или катехумены — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему.
Катехизация (от греч. – поучение, наставление) – обучение новоначальных истинам православной веры и церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление, то есть приобщение людей к христианской богоугодной жизни.
Таким образом, оглашение и катехизация – это слова синонимы.
Огласительные беседы издавна были важным подготовительным этапом перед Крещением. Священник должен был убедиться в осознанности решения человека принять христианскую веру или крестить ребенка в православии и только после этого проводить обряд. Сегодня собеседования в церкви перед крестинами обязательны. Их должны проходить родители и будущие крестные ребенка.
Как оглашали в древней Церкви?
В Древней Церкви оглашение продолжалась длительное время, в среднем 2-3 года, во многом решая все те задачи, которые стоят перед катехизацией и сейчас. Ее продолжительность соответствовала времени, необходимому для воцерковления оглашаемого. Само же Таинство Крещения являлось логическим итогом глубокого внутреннего изменения, зрелости, готовности к духовному рождению и ответственной церковной жизни человека, плодом его осознанной твердой веры. Однако в IV веке после того, как христианство стало государственной религией Империи, наиболее распространенным сроком подготовки к Таинству Крещения стало 40 дней Великого Поста. Задача оглашения стала более узкой: обеспечить необходимую подготовку к Таинству Крещения, в соответствии со следующими каноническими критериями готовности оглашаемого к принятию Таинства: изменение жизни; время пребывания в чине оглашаемых, достаточное, чтобы говорить о постоянстве намерений; свидетельство верного члена Церкви и личное исповедание своей веры. После крещения процесс воцерковления продолжался. Продолжалась и катехизация.
Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.
Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.
Об огласительных беседах сегодня
Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.
Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.
Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».
В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия?